Аутизм

Аутизм – заболевание невыясненной природы с характерными симптомами. Во время исследования «людей дождя», как часто называют аутистов, учёные обнаружили, что пациенты не страдают от своего состояния.
На самом деле, что такое аутизм простыми словами объяснить достаточно просто — необыкновенное состояние при котором детки не хотят адаптироваться в социуме, ведь мозг их немного иначе устроен. Детки ведь совершенно нормальные. У них просто свой маленький мир, в котором им комфортно. Он живет в нем.

autism_1

Информация об оказании медицинской помощи детям с расстройствами аутистического спектра

На основании письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.03.2015 № 15/3/10/2-545 и с целью своевременного оказания ранней комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), комитетом здравоохранения Волгоградской области с 2015 года в подведомственных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним, организован и проводится скрининг детей в возрасте 16 — 24 месяцев жизни для выявления групп риска возникновения РАС.
За период 2015 –2016 годы прошли скрининг 28927 детей в возрасте 16-24 месяцев (из них за 2016 год – 7369 человек), из них:
— число детей в возрасте 16-24 месяцев, выявленных из группы риска возникновения РАС за период 2015 –2016 годы – 4886 человека (из них за 2016 год – 1653 человек);
Число проанкетированных детей из группы риска возникновения РАС, проконсультированных врачом-психиатром за период 2015 — 2016 годы – 3128 человек (из них за 2016 год – 541 человек), из них общее число детей, которым установлен диагноз РАС за указанный период – 4 человека (из них за 2016 год – 2 человека).
Оказание детям с РАС специализированной медицинской помощи организовано в амбулаторных и стационарных условиях на базе государственного казенного учреждения здравоохранения «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Центр психического здоровья детей и подростков) по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, 15а (стационарное отделение), ул. Батальонная, 15 (диспансерное отделение).
Основной целью деятельности учреждения является разработка и осуществление комплексной личностно-ориентированной программы лечебных, психолого-педагогических, психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий для детей, в том числе с РАС.
Комплексный подход медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции в условиях специализированного учреждения позволяет максимально решать вопросы реабилитации детей с РАС.

autism_3

Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ для реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удается снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания родителей
Косвенные симптомы аутизма у малышей
Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.
Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.
Косвенные признаки аутизма:

  1. Социальные:
    • Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
    • Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
    • Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
    • Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
    • Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
    • Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
    • В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.
  2. Трудности коммуникации:
    • Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
    • Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
    • Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
    • Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
    • Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
    • Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
    • Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.
  3. Монотонность (стереотипность) поведения:
    • Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
    • Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
    • Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
    • Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
    • Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

  • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
  • У ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
  • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
  • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
  • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые слова.
  • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
  • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
  • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
  • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка с аутизмом, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благополучии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.