22 июля –Всемирный день мозга

«Только из мозга возникают наше удовольствие, радость, смех и шутки, точно также как горести, боль, печаль и слёзы. С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого, плохое от хорошего и т.д.». Гиппократ

Мы – это наш мозг!

Мозг является важнейшим органом нашего тела. За последние несколько десятков лет наша жизнь в корне изменилась – люди стали все больше проводить сидячий образ жизни, переходят на удаленную работу и онлайн-обучение, много времени проводят сидя за компьютером дома. Особенно сильно от этого страдают современные дети. Для полноценного развития и сохранения баланса им просто необходимо больше времени проводить на свежем воздухе: бегать, гулять, прыгать, играть в подвижные игры.  Занятия спортом не только помогают поддерживать себя в форме физически, но также влияют на работу головного мозга. Регулярная и адекватная, соответствующая возрасту и здоровью, нагрузка оказывает благоприятное влияние на здоровье сосудов, препятствуя образованию в них атеросклеротических образований. Благодаря физической активности в кровоток человека с частым дыханием поступает больше кислорода и питательных веществ, что способствует образованию нервных клеток в головном мозге. И благодаря биохимическим реакциям происходят структурные и функциональные изменения. И как следствие, у человека улучшается память, внимание. Во время бега освобождающийся адреналин заставляет мозг работать быстрее, норадреналин помогает принимать решения, серотонин стимулирует воображение и расширяет сознание.

        Выработав определенные привычки, связанные с регулярной физической и двигательной активностью, которые всецело закрепятся в образе жизни подрастающего поколения, можно достичь успехов в учебе, повысить уровень определенных качеств ребенка, необходимых в учебе и в жизни (внимательность, концентрация, скорость принятия решений, способность подстраиваться под быстро изменяющиеся условия, улучшение памяти и сообразительности и пр).

Упражнения, которые лучшего всего влияют на мозг и помогают в обучении:

  • Гимнастика способствует улучшению кровообращения всего организма и усиливает питание мозга.
  • Плавание – это один из самых безопасных видов физической нагрузки, благотворно влияющих на работу мозга.
  • Танцы – это особый вид спорта, который приносит удовольствие, поднимает настроение, развивает координацию.
  • Дыхательная гимнастика, которую можно выполнять дома, в школе, во время отдыха. Она снабжает мозг кислородом, улучшает память.
  • Езда на велосипеде – это и кардионагрузка, и времяпровождение на свежем воздухе. Укрепляет сосуды, улучшает работу сердца.
  • Игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис, бадминтон)
  •  

Активный образ жизни – это важная составляющая жизни человека, способствующая саморазвитию, поддержанию тела в тонусе, прекрасной физической форме, изменению качества жизни.

По материалам ГБУЗ «ВРЦОЗ И МП» 

     Головной мозг ребёнка к моменту его появления на свет весит примерно 400 г, что составляет около 10 % от массы новорожденного, в то время как на долю мозга взрослого человека приходится всего 2 % от веса тела

     Головной мозг — сложнейшая структура, своего рода процессор, который постоянно обрабатывает всю поступающую извне информацию, отвечает за сознательные движения, органы чувств, мышление, внимание, память, принятие решений и эмоции твоего малыша. Спинной мозг проводит нервные импульсы, передаёт «команды» головного мозга и отвечает за бессознательные движения и рефлексы. Кроме того, спинной мозг совершает часть автоматических движений (или, проще говоря, автоматизмов), которые нужны, когда нет времени на то, чтобы ждать реакцию головного мозга.

Как заметить нарушения в работе когнитивных функций у ребенка?

     Диагноз — когнитивные нарушения у детей, относится к самым распространенным заболеваниям головного мозга. По оценкам врачей когнитивными нарушениями разного характера и степени тяжести страдает каждый пятый ребенок (20%), при этом большинство таких случаев хорошо поддается коррекции. Поэтому родителям очень важно знать основные виды когнитивных нарушений, их причины и проявления, чтобы своевременно принять меры лечения и профилактики.

   Симптомы когнитивных нарушений проявляются в процессе восприятии информации – эту функцию называют «гнозис», и она связана с чувственным познанием мира через слух, зрение, вкус и др.

Различные виды когнитивных нарушений встречаются при анализе информации и запоминании данных. Очень распространены когнитивные нарушения, связанные с речью, обучением, практической деятельностью.       Несмотря на то, что диагноз когнитивные нарушения непосредственно связан с функцией познавания и обучения, выявить отклонения в этой сфере удается уже в период первых месяцев жизни ребенка. Прежде всего, потому, что когнитивные нарушения проявляются уже на моторном уровне. У ребенка с психомоторным отставанием развития с большой долей вероятности в последствие могут возникнуть проблемы и с задержкой речи, и трудности с учебой. Такому ребенку понадобится поддержка врачей и родителей. Поэтому, периодические профилактические осмотры детей врачами позволяют своевременно выявить возможные нарушения, отставания от норм развития и своевременно принять меры при необходимости коррекции.